Бумага и Картон для Вас
МагазинПродукцияКлиентамПоставщикамОбзорыСправочнаяФорумыЧатВыставкиЭкологияСсылкиРассылкиПоискДомашняя страница

Обзоры


Российский оптовый рынок бумаги


В. Ю. Сенаторов,
Президент Российского Содружества бумажных оптовиков


Роль и задачи оптовой торговли на пути бумаги от производителя к потребителю

Мировое производство и, соответственно, потребление бумаги приближается к 300 миллионам тонн. В этот процесс вовлечены тысячи целлюлозно-бумажных комбинатов и десятки тысяч потребителей: типографии, предприятия по изготовлению упаковки, мебели, канцелярских принадлежностей, не говоря уже о каждом из физических лиц, потребителе офисной и санитарно-гигиенической бумаги.

Очевидно, что при таком многообразии запросов и предложений система обеспечения бумагой не может эффективно функционировать без неких центров дистрибуции, обладающих большими товарными запасами, развитой складской инфраструктурой, имеющих большой опыт в оказании сервисных услуг типографиям и издательствам, снабжении предприятий розничной торговли. То есть предприятия оптовой торговли бумагой являются имманентным звеном в цепочке производитель — конечный потребитель бумаги и выполняют при этом ряд важнейших функций.

Процесс глобализации бумажного производства, наблюдаемый сегодня в мире, ведет к тому, что предприятия все более концентрируются на производстве меньшего количества сортов бумаги в больших объемах, увеличивая производительность своего оборудования. То есть в течение весьма длительного промежутка времени на ЦБК производится только один сорт бумаги. С точки зрения производителя это рационально, однако такой подход абсолютно не устраивает потребителей, которые хотят в течение короткого времени иметь в нужном количестве разные сорта бумаги. Здесь и приходит на помощь оптовик.

Крупные оптовики в Западной Европе имеют на своих складах до 5000 позиций бумаги (позиция учитывает сорт, плотность, формат и параметры бумаги) в количестве, переваливающим за десятки тысяч тонн.

Кроме того, возможность быстрой поставки бумаги со склада оптовика экономит клиенту средства, которые нужно было бы платить за содержание своего склада. В российских условиях к тому же предоплата, которую требует большинство поставщиков, означает замораживание оборотных средств на срок от одного до трех месяцев.

Одновременно оптовик готов взять на себя все хлопоты по размещению заказа по изготовлению бумаги нестандартного формата, плотности или цвета. Крупным клиентам оптовик зачастую поставляет товар напрямую, минуя склад, решая все вопросы по контролю за сроками производства и логистике.

Оптовик осуществляет постоянный контроль за качеством поставляемого товара и оптимизацией ассортимента, приближением его к потребностям рынка.

Оптовый торговец может оказать профессиональные консультации, предоставить высококлассное сервисное обслуживание, значение которого с расширением ассортимента также возрастает.

Серьезное оптовое предприятие реагирует на малейшие изменения в политике спроса и выявляет новые тенденции. Более совершенные полиграфические и офисные печатные машины требуют постоянного улучшения традиционных и появления новых материалов. Так, в совместной работе с заказчиком появляются новые, ориентированные на требования рынка, сорта бумаги и картона.

От распределения — к сервису

Сегодня трудно себе представить, что еще десять лет назад системы оптовой торговли бумагой в СССР не существовало. То есть были центры дистрибуции с невыговариваемо длинными названиями, которые распределяли бумагу, в основном отечественного производства, в рамках планового хозяйства. Лишь избранные предприятия, обеспечивающие нужды партии и правительства, имели право на обеспечение их импортной бумагой, которое также осуществлялось централизованно через специальное внешнеторговое объединение. В результате большинство российских типографий даже понятия не имели о широте ассортимента и качестве западной бумаги, а все те же избранники до недавнего времени имели на своих складах остатки бумаги, полученной еще в советские времена.

Снятие идеологических запретов, развитие рынка вызвали в начале 1990-х гг. бурный рост издательского дела, рекламной полиграфии и упаковки. Отложенный спрос на запрещенные ранее книги привел прежде всего к буму в книгоиздании. Как грибы после дождя зарождались новые периодические издания. Появление частного сектора в экономике вызвало к жизни рекламу. Все это породило колоссальный спрос на бумагу, который не мог быть удовлетворен в рамках старой системы распределения. Таким образом в начале 1990-х гг. сложились объективные предпосылки для возникновения оптовой торговли бумагой — и она не замедлила появиться на свет.

Большинство из присутствующих сегодня на рынке оптовиков начинали с распродажи сверхнормативных запасов оптовых баз, полиграфических комбинатов, которые были сами не в состоянии это сделать в новых, рыночных условиях. Одновременно они налаживали отношения с ведущими мировыми производителями, прежде всего финскими и шведскими, которые традиционно были хорошо представлены в бывшем СССР и сами искали выход на новые структуры. Отмена ограничений во внешней торговле ознаменовала начало прямого импорта оптовиками. Именно не производившаяся российской промышленностью мелованная, этикеточная, офисная и дизайнерская бумага, графический картон и самоклеющиеся материалы стали основой ассортиментной политики российских оптовиков. Клиентами оптовиков стали как традиционные полиграфические предприятия, лишившиеся привычных снабженческих центров и испытывающие острую нехватку оборотных средств, а потому вынужденные в новых условиях отказаться от закупок бумаги «впрок», так и молодые, энергичные предприниматели, смело развивающие рекламную и упаковочную полиграфию. Оптовики взяли на себя и основную заботу по снабжению стремительно растущего парка офисной техники форматной бумагой. За буквально считанное количество лет оптовой торговле удалось полностью устранить дефицит качественной бумаги на российском рынке. Более того, оптовики выполнили очень важную задачу по информированию отечественных полиграфистов, дизайнеров, упаковщиков относительно разнообразия, свойств и достоинств практически всех выпускаемых в мире видов бумаги и картона. Самая современная полиграфическая техника, поставляемая сегодня в Россию, может быть гарантировано обеспечена адекватными видами материалов.

Конечно, отдельные фирмы рассматривали в начале 1990-х гг. торговлю бумагой лишь в качестве прибыльного, но не обязательно продолженного вида деятельности. Сняв сливки с дефицитного спроса, они ушли в другие сферы деятельности. Серьезные же компании, осознав свою роль и востребованность на рынке, начали вкладывать зарабатываемые средства в инфраструктуру, увеличение складских запасов, создание филиальной сети. Словом, они сделали ставку на сервис и не прогадали.

Если в начале процесса полиграфисты и издатели терпели оптовую торговлю как вынужденное зло, рассматривали необходимость обращаться к ее услугам как некую издержку в становлении рыночных отношений, а зачастую и просто называли оптовиков «спекулянтами», то сегодня большинство даже тех директоров, которые управляют своими предприятиями с советских времен, искренне именуют нас «партнерами полиграфии».

Роль российских оптовиков по достоинству оценена и ведущими мировыми производителями, большинство из которых строят свою стратегию на рынке СНГ с опорой на ведущих торговцев бумагой.

Содружество бумажных оптовиков: состав, цели и задачи

Создание национальной ассоциации оптовиков в России прошло чисто по русской пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Кризис неплатежей 1998 г. привел к необходимости обмена информацией относительно злостных неплательщиков и выработки единой позиции по другим актуальным вопросам. Внешняя угроза заставила преодолеть недоверие конкурентов друг к другу и встретиться в августе 1998 г. за «круглым столом». Встреча оказалась настолько продуктивной, что на ней же было решено создать Содружество бумажных оптовиков. В организацию вошли лидеры российского бумажного рынка, компании «Александр Браун», «Берег», «Дубль В», «Комус» и «Регент». Исполнительным директором содружества был назначен А.А. Игнатьев, президентом избран В.Ю. Сенаторов.

Полтора года — небольшой срок в жизни любой общественной организации, тем более объединяющей конкурентов. Однако удалось сделать немало. Прежде всего, были определены цели и задачи Содружества. Цель нашей деятельности можно сформулировать очень кратко: «Содействие становлению цивилизованного рынка полиграфических материалов в России». Задачи, которые мы решаем в рамках Содружества, можно условно подразделить на:

- стратегические, то есть выработка позиции по основным факторам, влияющим на ситуацию на рынке бумаги и полиграфической продукции, и подготовка предложений для органов исполнительной и законодательной власти;

- информационные, то есть формирование у субъектов целлюлозно-бумажной и издательско-полиграфической отраслей положительного образа бумажной торговли, проведение совместных рекламно-информационных акций, вплоть до совместных стендов на выставках, выпуск совместных изданий и т.д. Вместе с редакцией «ЦБК» мы начали выпуск ежемесячного журнала «Мир бумаги». На сегодня вышли в свет уже 6 номеров, журнал ищет и находит своего читателя;

- маркетинговые, то есть сбор и обработка информации о ситуации на бумажном рынке в России, мониторинг цен на мировых и отечественном рынке, создание единого банка данных об ассортименте СБО, выработка совместных мер по борьбе с демпингом и т.д. Мы стремимся к созданию единого информационно-маркетингового центра Содружества, который помог бы участникам ассоциации оптимизировать расходы на данный вид деятельности.



Рынок бумаги в России и роль оптовой торговли

Данные о производстве и потреблении бумаги в России достаточно хорошо известны участникам конференции, поэтому остановимся на объемах продажи бумаги членами Содружества.

На рисунке представлены данные за 1998-1999 гг. и дан прогноз относительно роста в 2000 г.

Как видно, мы очень оптимистично оцениваем перспективы текущего года, Оптимизм основывается в первую очередь на наблюдаемых нами положительных тенденциях в развитии рынка рекламы, упаковки и этикетки Намерения правительства увеличить нормативы затрат на рекламу безусловно придадут дополнительный импульс прогнозу самой рекламной отрасли о 20-25%-ном росте в 2000 г.

Импортозамещение готовой этикетки и упаковки также дает постоянный прирост в спросе на картон и этикеточную бумагу.

По нашим оценкам члены Содружества имеют сегодня не менее 70% доли рынка мелованной бумаги, примерно такой же показатель в области этикеточной бумаги, не менее 50% рынка импортного упаковочного картона и практически 100% рынка дизайнерской бумаги, который, правда, очень невелик сам по себе.

Позиция Содружества по отношению к основным проблемам бумажного рынка и издательско-полиграфической сферы

Объемы, реализуемые Содружеством, были бы гораздо значительнее в случае перевода заказов на печатную продукцию из-за рубежа на отечественную полиграфическую базу. Сегодня многим заказчикам размещать там заказы выгодно в силу диспропорции таможенных пошлин.

Сравните: готовая этикетка ввозится под ставку в 5%, а зтикеточная бумага — под 15%. Готовая коробка — под 10%, а упаковочный картон — под 15%-ной. Не говоря уже о книгах и журналах, которые ввозятся и без пошлины и даже без НДС, в то время как печатные сорта бумаги облагаются 15% пошлиной. По разным данным в год за рубеж уходит заказов на сумму до 1,5 миллиарда долларов. На эти деньги можно было бы не только закупить оборудование, которое бы обеспечило потребности всех издательств России, но и значительно модернизировать бумагоделательное производство, начать, наконец, выпуск мелованной, этикеточной бумаги, расширить производство упаковочного картона. Переориентировать заказчиков весьма просто, введя оградительные пошлины на готовую продукцию и отменив их на сырье, которым по сути является весь картон и вся бумага, за исключением форматной.

Учитывая, что в 1999 г. в Россию было ввезено 20.000 т готовых этикеток, а также более 90.000 т коробок, легко подсчитать, что государство ничего не потеряет в фискальной части, однако даст дополнительный шанс для подъема отечественной экономики. А какой шанс отечественной полиграфии дало бы правильное применение Флорентийского соглашения, которое трактуется сегодня заинтересованными кругами лишь как индульгенция на импорт полиграфических услуг! Особую роль отводит Содружество своим отношениям, вернее их практическому отсутствию, с российскими ЦБК. Ералаш цен в 1990-е годы, колоссальный объем бартера, многие субъективные причины не позволили членам Содружества наладить прочные взаимовыгодные связи с ведущими отечественными производителями. Мы как бы существуем в непересекающихся сферах, на наш взгляд, однако, сложение производственного потенциала одних и сервисных возможностей других дало бы большой эффект.

Конечно, в ситуации конъюнктурного подъема на мировых рынках ЦБК обязаны использовать открывающиеся возможности для реконструкции предприятий. И мы за то, чтобы производителей не обкладывали экспортными пошлинами, с помощью которых все равно не удастся удержать бумагу в России. Мы только хотим, чтобы производители заглянули немного вперед, во времена, когда развитие цен на мировом рынке не будет столь благоприятным, чтобы они в силу своих экономических интересов обратили внимание на своих потенциальных партнеров в России.

Организация разработки и поддержки сайта осуществляется при содействии компании ООО "Промобслуживание"
Hosted by uCoz